Устанавливаем дополнительные специальные перерывы для работников, работающих за компьютером
Наниматель обязан обеспечивать на каждом рабочем месте условия труда, соответствующие требованиям по охране труда, обеспечивающие сохранение жизни, здоровья и работоспособности работников в процессе трудовой деятельности. Это в равной мере относится и к рабочим местам офисных работников.
В статье приводится порядок установления дополнительных специальных перерывов при работе за компьютером.
В каких случаях устанавливаются дополнительные специальные перерывы?
Работникам, выполняющим работы на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях в холодный период года, а также отдельные виды работ, наряду с перерывом для отдыха и питания предоставляются дополнительные специальные перерывы в течение рабочего дня, включаемые в рабочее время (перерывы для кормления ребенка, перерывы для обогревания, перерывы для отдыха на погрузочно-разгрузочных и других работах). Виды этих работ, продолжительность и порядок предоставления таких перерывов определяются ПВТР и (или) коллективным договором (ст. 135 ТК).
Иначе говоря, дополнительные специальные перерывы предоставляются в течение рабочего дня отдельно от перерыва для отдыха и питания и включаются в рабочее время.
Одним из источников воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов является офисное оборудование.
Документ:
Типовая инструкция по охране труда при использовании в работе офисного оборудования, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 14.04.2021 № 25 (далее – Типовая инструкция № 25).
Справочно:
под офисным оборудованием понимаются персональные электронные вычислительные машины (далее – ПЭВМ), копировально-множительная техника, сканирующие устройства, которые, анализируя какой-либо объект (изображение, текст), создают цифровую копию изображения объекта (далее, если не установлено иное, – офисное оборудование) (часть вторая п. 1 Типовой инструкции № 25).
Справочно:
в зависимости от условий труда, в которых применяется офисное оборудование, и характера работы на работающих могут воздействовать другие вредные и (или) опасные производственные факторы (п. 3 Типовой инструкции № 25).
В процессе использования в работе офисного оборудования на работающих возможно воздействие следующих вредных и (или) опасных производственных факторов:
– повышенный уровень электромагнитных излучений;
– повышенный уровень ионизирующих излучений;
– повышенный уровень статического электричества;
– повышенная напряженность электростатического поля;
– повышенная или пониженная ионизация воздуха;
– повышенная яркость света;
– прямая и отраженная блесткость;
– повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
– статические перегрузки костно-мышечного аппарата и динамические локальные перегрузки мышц кистей рук;
– перенапряжение зрительного анализатора.
Если в организации установлены регламентированные перерывы, работающий вправе периодически прерывать работу за экраном видеомонитора во время этих перерывов для обеспечения работоспособности и сохранения здоровья или заменять другой работой с целью сокращения рабочей нагрузки у экрана.
Справочно:
во время регламентированных перерывов, в случае их установления, с целью снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии и гипокинезии, предотвращения развития статического утомления работающему необходимо выполнять физические упражнения и упражнения для глаз (пп. 12 и 13 Типовой инструкции № 25).
Параметры факторов среды и трудового процесса при работе с видеодисплейными терминалами (далее – ВДТ), электронновычислительными машинами (далее – ЭВМ), ПЭВМ, в т.ч. с портативными (нетбуки, ноутбуки и т.д.), и периферийными устройствами (принтеры, сканеры, клавиатуры, модемы внешние, электрические компьютерные сетевые устройства, внешние устройства хранения информации, источники бесперебойного питания и т.д.) определяются Гигиеническим нормативом № 37.
Документ:
Гигиенический норматив «Показатели безопасности и безвредности факторов производственной среды и трудового процесса при работе с видеодисплейными терминалами и электронновычислительными машинами», утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.2021 № 37 (далее – Гигиенический норматив № 37).
Уровень нагрузки и суммарное время регламентированных перерывов при работе с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ определяются с учетом вида трудовой деятельности и должны соответствовать нормативам, приведенным в табл. 6 к Гигиеническому нормативу № 37 (п. 15 Гигиенического норматива № 37).
При работе с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ в ночную смену (с 22:00 до 06:00) независимо от категории и вида трудовой деятельности суммарная продолжительность регламентированных перерывов должна увеличиваться на 60 мин (п. 16 Гигиенического норматива № 37).
Такое же суммарное время регламентированных перерывов при работе с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ устанавливается и в других нормативах.
Документ:
Санитарные нормы и правила «Требования при работе с видеодисплейными терминалами и электронно-вычислительными машинами», утвержденные постановлением Минздрава Республики Беларусь от 28.06.2013 № 59 (далее – СНиП № 59).
Так, СНиП № 59 устанавливают требования:
– к ВДТ, ЭВМ, ПЭВМ, в т.ч. к портативным (нетбуки, ноутбуки и т.д.), и периферийным устройствам (принтеры, сканеры, клавиатуры, модемы внешние, электрические компьютерные сетевые устройства, внешние устройства хранения информации, блоки бесперебойного питания и т.д.), используемым на производстве, при обучении и в быту, включая игровые комплексы (автоматы) на базе ВДТ, ЭВМ или ПЭВМ;
– помещениям для работы с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ;
– микроклимату, содержанию аэроионов и вредных химических веществ в воздухе на рабочих местах, оборудованных ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ;
– освещению на рабочих местах, оборудованных ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ;
– организации и оборудованию рабочих мест с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ для взрослых пользователей, обучающихся учреждений профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, обучающихся иных типов учреждений образования;
– организации медицинского обслуживания взрослых пользователей ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ;
– организации режима труда и отдыха при работе с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ для взрослых пользователей.
Режимы труда и отдыха при работе с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ должны определяться видом и категорией трудовой деятельности.
Алгоритм установления дополнительных специальных перерывов для работающих за компьютером
<…>
Полный текст читайте в журнале «Нормирование и тарификация труда», № 1/2025.
Полный текст статьи доступен для подписчиков журнала
Хотите ознакомиться со статьей? Оставьте заявку и получите консультацию специалиста!