ВОПРОС-ОТВЕТ
Рабочее время
В связи с проблемами реализации продукции на некоторых отечественных предприятиях определенное количество рабочих дней в месяце объявляются простоями и вводится так называемая четырехдневка или трехдневка.
Предусматривает ли трудовое законодательство такой режим работы на предприятии?
Ответить на данный вопрос однозначно не представляется возможным, поскольку в его формулировке есть неточности в части определения понятий, установленных законодательством о труде. Рассмотрим их в рамках изложенной ситуации.
Так, простоем признается временное (сроком не более 6 месяцев) отсутствие работы по причине производственного или экономического характера (выход из строя оборудования, механизмов, отсутствие сырья, материалов, электроэнергии и т.д.) (ст. 34 ТК).
При простое соблюдаются следующие нормы и правила.
Во-первых, простой для всех или отдельных категорий работников организации объявляется нанимателем путем издания приказа.
Во-вторых, во всех случаях определяется срок простоя (например, целодневные простои с 12 по 16 января 2015 г.), а не «по пятницам каждой недели».
В-третьих, наниматель обязан установить размер оплаты труда работников, находящихся в простое, поскольку это обязательство для нанимателя установлено ст. 70 ТК, регламентирующей размер заработной платы при простое: при простое не по вине работника заработная плата не может быть ниже 2/3 установленной ему тарифной ставки (оклада).
В-четвертых, по возможности наниматель применяет нормы ст. 34 ТК, согласно которой он может осуществить временный перевод работника, находящегося в простое, на другую работу.
С учетом изложенного, режим рабочего времени при простое в виде четырехдневки или трехдневки законодательством не предусмотрен.
Документ:
Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).
Режим работы «четыре дня в неделю», «три дня в неделю» законодательством определяется как неполное рабочее время, в частности, неполная рабочая неделя (например, рабочие дни с понедельника по четверг).
В связи с простоями, объявленными администрацией, зарплата на предприятии упала, люди крайне недовольны и ищут возможность подработки.
Предусматривает ли трудовое законодательство возможность трудоустройства работника на дни простоя к другому нанимателю без увольнения с основного места работы? Будет ли это называться работой по совместительству или необходимо оформление договора подряда? В каких нормативных документах можно найти ответы на поставленные вопросы?
Сразу сделаем оговорку, что в законодательстве закреплены 2 понятия, которые люди часто путают из-за их внешней схожести: простои и неполное рабочее время.
Так, например, режим работы предприятия «четыре дня в неделю», «три дня в неделю» законодательством определяется как неполное рабочее время (неполная рабочая неделя) (ст. 118 ТК). Дополнительный свободный от работы день (дни), который при этом появляется, не является выходным и определяется как день отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы (ст. 191 ТК).
Для таких случаев ст. 345 ТК предусмотрено, что работники, находящиеся в отпусках без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, предоставляемых по инициативе нанимателя в случаях необходимости временной приостановки работ или уменьшения их объема, могут работать по совместительству полный рабочий день (смену).
Таким образом, в дополнительные свободные от работы дни работник может работать на условиях совместительства с соответствующим заключением трудового договора (контракта).
Что касается заключения договора-подряда (гражданско-трудовой договор) с работниками, находящимися в простое, то в соответствии со ст. 6 ТК отношения по поводу осуществления обязательств, возникающих на основе договоров, предусмотренных гражданским законодательством, не подпадают под действие ТК. Иными словами, заключение гражданско-правовых договоров производится независимо от трудовых отношений для работника (как находящегося в простое, так и работающего в установленном для него режиме).
В транспортной компании работают 2 категории водителей:
– водители-международники грузовых автомобилей, которые работают по режиму рабочего времени и времени отдыха в соответствии с ЕСТР (Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки);
– 2 водителя легковых автомобилей с 8-часовым рабочим днем и 5-дневной рабочей неделей (выходные – суббота, воскресенье), выполняющие ежедневные поручения руководителя в пределах Республики Беларусь.
Двух водителей на легковых автомобилях отправляют сопровождать автомобиль водителя-международника с негабаритным грузом за пределы Республики Беларусь. Соответственно в командировке эти водители подчиняются режиму рабочего времени конкретного водителя-международника по ЕСТР, который везет груз. Командировка начинается в четверг одной недели и заканчивается во вторник следующей недели. В этом рейсе в понедельник у водителя-международника наступает период еженедельного отдыха по режиму ЕСТР (в остальные дни водители в пути). Этот один день водители легковых автомобилей также отдыхают наряду с водителем-международником.
Подлежит ли компенсации в данном случае работа водителей легковых автомобилей в субботу и воскресенье как работа в выходные дни?
Рассмотрим нормы ТК, которые вступили в силу с 25 июля 2014 г. и которые применяются в данной ситуации.
Так, в соответствии с новой редакцией части первой ст. 95 ТК за работниками, направленными в служебную командировку, сохраняются место работы (должность) и заработная плата в течение всего срока служебной командировки, но не ниже среднего заработка за все рабочие дни недели по графику постоянного места работы.
При этом относительно режима рабочего времени ст. 92 ТК установлено, что на работников, находящихся в служебной командировке, распространяется режим рабочего времени и времени отдыха, установленный по месту служебной командировки.
Таким образом, независимо от режима работы, по которому работает работник во время служебной командировки, оплата его труда производится в соответствии режимом рабочего времени, который действует по основному месту его работы.
Однако в случаях, когда имеет место привлечение работника, находящегося в служебной командировке, к работе в его выходной день, новая норма законодательства, которая также действует с 25 июля 2014 г. (часть первая ст. 137 ТК), говорит о том, что работнику, специально командированному для выполнения работы в свой выходной день, компенсация за работу в указанный день производится в соответствии со ст. 69 ТК.
Компенсация за работу в выходной день определяется таким образом, что за каждый час работы в выходные дни сверх заработной платы, начисленной за указанное время, работникам с повременной оплатой труда производится доплата не ниже часовых тарифных ставок (окладов).
С учетом изложенного нанимателю необходимо правильно оформить локальные нормативные правовые акты для начисления заработной платы водителям автомобиля, направленным в служебную командировку.
Во-первых, в приказе о направлении работников в служебную командировку, если заранее известно, что работники будут работать в свой (свои) выходные дни, устанавливается привлечение к работе в выходной день.
Во-вторых, в данном приказе указывается форма компенсации за работу в выходной день (выходные дни). Например, оплата за каждый час работы плюс доплата.
В случае если работа в выходные дни не оформлена, то компенсации она не подлежит.
В инструкции о порядке ведения табельного учета наниматель прописал, что работники обязаны проходить проходную предприятия не менее чем за 5 мин до начала рабочей смены. Такое же правило касается и ухода с работы. Учитывая, что проходная оснащена автоматизированной пропускной системой, наниматель намерен пропорционально уменьшать отработанное в смену время у работников, допускающих опоздания и преждевременный уход.
Например, при 8-часовой рабочей смене и начале работы согласно ПВТР в 7:30 работник-повременщик прошел проходную в 7:27. Наниматель снимает 2 минуты опоздания с продолжительности рабочей смены и оплачивает работнику за этот день не 8 ч, а 7 ч 58 мин.
Насколько правомерны с точки зрения трудового законодательства действия нанимателя?
Статья 133 ТК гласит: фактическое рабочее время учитывается с момента явки работника на место выполнения работы согласно ПВТР, графику работ (сменности) или особому указанию нанимателя и до момента фактического освобождения от работы в этот рабочий день (смену).
Справочно:
выходными днями для работников считаются дни, которые по режиму их работы являются выходными (суббота, воскресенье).
Справочно:
Правила внутреннего трудового распорядка (далее – ПВТР).
С учетом этого фактическим рабочим временем признается рабочее время, которое является рабочим временем согласно ПВТР либо по режиму рабочего времени, указанному в трудовом договоре (контракте), а не по фактическому времени прохождения проходной.
В фактическое время не входит и не учитывается время проезда от места жительства до места постоянной работы (постоянного сбора) и обратно, время, необходимое на дорогу от проходной до рабочего места, на переодевание перед началом и после окончания работы, на регистрацию при уходе (ст. 133 ТК).
Что касается оплаты труда работника, то заработная плата – вознаграждение за труд, которое наниматель обязан выплатить работнику за выполненную работу в зависимости от ее сложности, количества, качества, условий труда и квалификации работника с учетом фактически отработанного времени, а также за периоды, включаемые в рабочее время (ст. 57 ТК).
С учетом изложенного время до установленного начала рабочей смены (7:30) является подготовительным временем, а не рабочим временем, и не может являться основанием для корректировки отработанного работником времени.
Сведения с проходной в данном случае – это не прямое подтверждение опоздания, а лишь косвенное. Прямое подтверждение – это фиксация нарушения непосредственно на рабочем месте. И в качестве меры воздействия должно выступать не снятие минут опоздания, а меры дисциплинарного взыскания, например, по Декрету № 5.
Документ:
Декрет Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организации» (далее – Декрет № 5).