ВОПРОС – ОТВЕТ
Можно ли произвести оплату за работу в выходной день и за работу в сверхурочное время одновременно?
Можно.
Законодательство о труде различает понятия «работа в выходной день» и «сверхурочное время» (ст. 119 и 136 Трудового кодекса РБ; далее – ТК).
С учетом этого порядок оплаты за работу в выходной день и за сверхурочную работу регламентируется отдельно в локальном нормативном правовом акте, а следовательно, отдельно производится и оплата по каждому основанию.
Обязан ли наниматель корректировать работникам нормы выработки, если в соответствии со ст. 117 Трудового кодекса РБ (далее – ТК) ночная смена сокращается на 1 ч?
Не обязан, так как норма выработки в час не изменяется.
Справочно:
под нормами труда понимаются нормы выработки, времени, обслуживания, численности, нормированные задания (ст. 86 ТК).
С учетом норм ст. 87 ТК (наниматель обязан устанавливать нормы труда, обеспечивать их замену и пересмотр с участием профсоюза) каждый наниматель самостоятельно принимает решение об изменении действующих в организации норм труда, в т.ч. в случаях, когда при работе в ночное время продолжительность смены сокращается на 1 ч.
Как в настоящее время законодательство определяет порядок установления организационной структуры?
Вопросы, связанные с утверждением организационной структуры, в т.ч. наименованием структурных подразделений, а также их подчиненностью, относятся к компетенции нанимателя с учетом норм, содержащихся в учредительных документах организации.
Что касается централизованно установленных норм управляемости (порядка введения в организационную структуру тех или иных подразделений), то в настоящее время они носят рекомендательный характер.
В частности, наниматель может устанавливать следующие нормы управляемости при создании структурных подразделений, если иное не предусмотрено законодательством:
– управление – при наличии в его штате не менее 7 штатных единиц, включая должность руководителя;
– отдел – при наличии в его штате не менее 4 штатных единиц, включая должность руководителя;
– сектор (бюро, группа) – при наличии в его штате не менее 3 штатных единиц, включая должность руководителя (часть десятая п. 10 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 02.01.2012 № 1).
Как тарифицировать должности заместителей руководителя организации, если его функции возложены на индивидуального предпринимателя?
Справочно:
должность – служебное положение работника, обусловленное кругом его обязанностей, должностными правами и характером ответственности (ст. 1 Трудового кодекса РБ; далее – ТК).
Отнесение выполняемых работ к конкретным должностям и присвоение работникам соответствующей квалификации осуществляются в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей служащих (далее – ЕКСД) (ст. 61 ТК).
Квалификационная характеристика должности «директор» предусматривает выполнение обязанностей по руководству организацией.
Таким образом, если в соответствии с гражданским законодательством полномочия исполнительного органа хозяйственного общества по решению общего собрания участников хозяйственного общества переданы по договору другой коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему), то в штатном расписании должность «директор» не предусматривается.
Должность заместителя является производной от соответствующей должности руководителя организации и предусматривается в штатном расписании с целью возложения части должностных обязанностей соответствующего руководителя по управлению определенным направлением (видом) деятельности, а также выполнению обязанностей в случае временного его отсутствия (отпуска, болезни, командировки и др.).
Следовательно, в штатном расписании организации, в котором должность директора исключена, не должны сохраняться и должности его заместителей.
Что касается тарификации должностей работников такой организации, то в соответствии с законодательством решение данных вопросов относится к компетенции нанимателя.
Какое место в организационной структуре определить для работника, который выполняет функции руководства проектами?
Вопросы, связанные с формированием организационной структуры, в т.ч. состав и численность структурных подразделений, входят в компетенцию нанимателя и соответственно централизованно не регламентируются.
Вместе с тем для должности «руководитель проекта», квалификационная характеристика которой содержится в выпуске 1 Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденном постановлением Минтруда РБ от 30.12.1999 № 159, характерно выполнение таких функций, как организация работы по реализации целей и задач проекта, определение состава работ, необходимых для его проработки и внедрения, обеспечение своевременного сбора, накопления, распространения, хранения и последующего использования информации, касающейся разработки проекта, организация сотрудничества с заинтересованными организациями, представителями заказчика и др. Указанная должность относится к категории «руководители» (код категории – 1).
В то же время решение о конкретном наименовании должности и ее месте в организационной структуре принимает наниматель.
Можно ли для работников с одинаковыми наименованиями должностей установить различные тарифные разряды и соответственно установить различные условия оплаты труда (например, различные повышения тарифного оклада)?
Можно.
Каждый наниматель самостоятельно в локальном нормативном правовом акте определяет порядок и условия оплаты труда, общие для всех работников.
Справочно:
формы, системы и размеры оплаты труда работников, в т.ч. и дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, устанавливает наниматель на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора (ст. 63 Трудового кодекса РБ).
Наряду с этим условия оплаты труда конкретного работника устанавливаются в заключенном с ним трудовом договоре (контракте) и являются индивидуальными, действующими в отношении только этого работника. Условия оплаты труда подразумевают в т.ч. указание в трудовом договоре (контракте) работника размера его тарифной ставки (оклада), надбавок, доплат, других поощрительных выплат.
Условия оплаты труда, в т.ч. тарифный разряд, размер повышений тарифной ставки (оклада), могут быть различными для работников, принятых на работу по одной и той же должности.
Может ли наниматель снизить работнику квалификационный разряд и какой порядок при этом необходимо соблюдать в случаях, когда выполненная работником работа не соответствует требованиям, установленным тарифно-квалификационной характеристикой разряда, который присвоен ранее работнику? Является ли понижение квалификационного разряда дисциплинарным взысканием?
Важно!
В случаях, когда работа, выполняемая работником, тарифицируется ниже присвоенной ему квалификации, осуществляется перевод работника на работу другой квалификации (более низкого разряда), а не понижение квалификации.
Руководителю организации предоставлено право понизить рабочему квалификацию на 1 разряд сроком до 3 месяцев за грубое нарушение технологической дисциплины и за другие серьезные нарушения, повлекшие ухудшение качества изготавливаемой им продукции или выполняемых работ (п. 14 Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.03.2004 № 34).
При этом названная норма не устанавливает конкретный порядок и основания понижения квалификации рабочего, а также не является мерой дисциплинарного взыскания.
Можно ли для водителей автомобиля, за которыми закреплены различные виды транспортных средств, установить тарифные разряды или необходимо применять кратные размеры тарифной ставки 1-го разряда в соответствии с Рекомендациями по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения, утвержденными постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 11.07.2011 № 67?
Можно установить тарифные разряды.
Документ:
Указ Президента РБ от 10.05.2011 № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда».
Каждый наниматель в локальном нормативном правовом акте самостоятельно устанавливает формы, системы и размеры оплаты труда работников, в т.ч. определяет порядок расчета тарифных ставок водителей автомобиля (ст. 63 Трудового кодекса РБ (далее – ТК), п. 1 Указа Президента РБ № 181).
Рекомендации по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 11.07.2011 № 67, являются методическим документом. Содержащиеся в них нормы в части установления кратных размеров тарифной ставки 1-го разряда для определения тарифных ставок водителей автомобиля являются рекомендательными, в т.ч. для организаций, применяющих собственную тарифную сетку.
С учетом изложенного дифференциацию размеров тарифной части заработной платы водителей автомобиля наниматель устанавливает в локальном нормативном правовом акте исходя из характера выполняемой работы, категории транспортного средства и других факторов.
Какие существуют нормы времени на работы, выполняемые операторами ЭВМ?
Справочно:
к нормам труда относятся нормы выработки, нормы времени, обслуживания, численности, нормированные задания (ст. 86 ТК).
Наниматель обязан устанавливать нормы труда, обеспечивать их замену и пересмотр с участием профсоюза (часть первая ст. 87 Трудового кодекса РБ; далее – ТК).
Указанные нормы труда устанавливают для работников в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда, а для отдельных категорий работников – также с учетом физиологических и половозрастных факторов.
Вопросы установления норм времени на работы, выполняемые операторами ЭВМ (ПЭВМ), относятся к компетенции нанимателя.
Документ:
Межотраслевые нормы времени на работы по набору и верстке текста на персональных компьютерах, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 10.02.2003 № 19, содержащиеся в Республиканском банке норм и нормативов.
Наряду с этим для однородных работ разрабатываются и утверждаются в установленном порядке межотраслевые, отраслевые и иные нормы труда (часть вторая ст. 87 ТК).
В качестве рекомендаций при расчете указанных норм труда предлагаем применять Межотраслевые нормы времени № 19.
На основании указанных нормативов (с учетом работ, выполняемых оператором ЭВМ (ПЭВМ) в организации) наниматель может определить нормы труда для данных работников, а также определить их численность.
Какие нормы труда устанавливаются нанимателем на предприятии для сторожей?
Порядок расчета численности работников, в т.ч. сторожей, с учетом норм законодательства о труде устанавливается в организации самостоятельно.
Вместе с тем наниматель обязан устанавливать нормы труда, обеспечивать их замену и пересмотр с участием профсоюза (часть первая ст. 87 Трудового кодекса РБ). Конкретные нормы труда наниматель определяет с учетом особенностей организации труда на данном рабочем месте.
Применительно к профессии сторожа нормами труда для данных работников могут служить нормы (нормативы) численности. Что касается норм времени, выработки, нормированных заданий, то для сторожей они, как правило, не устанавливаются. Их трудовая функция определяется рабочими инструкциями, в которых должен быть указан перечень обязанностей во время выполнения обязанностей по охране объекта.
Численность организации составляет 500 человек (служащие и рабочие, в т.ч. сдельщики). В штате организации имеются ведущий экономист, экономист, ведущий инженер по организации и нормированию труда, 2 инженера по организации и нормированию труда.
Кто должен заниматься составлением штатного расписания, внесением изменений в него в течение года согласно нормативам? Кто должен рассчитывать должностные оклады, надбавки? Имеются ли нормативы на количество экономистов и инженеров по организации и нормированию труда?
При заключении трудового договора нанимателя с работником определяется трудовая функция работника (работа по одной или нескольким профессиям, специальностям, должностям с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием нанимателя, функциональными обязанностями, должностной инструкцией) (ст. 19 Трудового кодекса РБ; далее – ТК).
Конкретный перечень должностных обязанностей служащих с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их права и ответственность определяются в должностных инструкциях, которые разрабатывает и утверждает наниматель в установленном порядке (п. 10 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 02.01.2012 № 1).
Это означает, что функции между работниками, занятыми организацией труда, в т.ч. составлением штатного расписания, формированием оплаты труда и др., распределяет наниматель и устанавливает их в конкретной должностной инструкции конкретного работника. Например, обязанности по составлению штатного расписания, внесению изменений в него, а также начислению работникам заработной платы, в т.ч. стимулирующих и компенсирующих выплат, характерны для должностей экономистов и инженеров по организации и нормированию труда.
С учетом вышеизложенного указанные обязанности целесообразно включить в должностные инструкции экономистов либо инженеров по организации и нормированию труда.
Наряду с этим наниматель обязан устанавливать нормы труда, обеспечивать их замену и пересмотр с участием профсоюза (часть первая ст. 87 ТК).
Документ:
Межотраслевые нормативы численности работников служб организации труда и заработной платы коммерческих организаций, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 24.09.2007 № 117.
Следовательно, порядок расчета численности работников, в т.ч. экономистов и инженеров по организации и нормированию труда, устанавливается в организации самостоятельно.
Методические материалы для расчета норм труда в организациях всех форм собственности разрабатываются Республиканским центром нормирования труда научно-исследовательского института труда и утверждаются постановлениями Минтруда и соцзащиты. В частности, при определении численности работников подразделений организации и нормирования труда можно применять Межотраслевые нормативы численности № 117.
Может ли одной из форм оплаты труда руководителей, специалистов и служащих являться сдельная форма оплаты труда (приработок)? Если да, то при каких условиях и на каком основании?
Не может.
При сдельной оплате труда расценки определяют исходя из установленных разрядов работы, тарифных ставок (окладов) и норм выработки (норм времени) (ст. 88 Трудового кодекса РБ; далее – ТК).
Сдельную расценку рассчитывают путем деления часовой (дневной) тарифной ставки, соответствующей разряду выполняемой работы, на часовую (дневную) норму выработки или путем умножения часовой (дневной) тарифной ставки, соответствующей разряду выполняемой работы, на установленную норму времени в часах или днях.
В условиях коллективных форм организации и оплаты труда могут применяться также укрупненные и комплексные нормы.
Справочно:
нормы труда – нормы выработки, времени, обслуживания, численности, нормированные задания – устанавливаются для работников в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда, а для отдельных категорий работников – также с учетом физиологических и половозрастных факторов (ст. 86 ТК).
Таким образом, оплата труда работников может производиться с использованием сдельной формы только в случае, если для них установлены сдельные расценки, которые включают часовую тарифную ставку, соответствующую разряду выполняемой работы.
С учетом того что для служащих не определяется разряд выполняемой работы, установить сдельную форму оплаты труда в их отношении нет оснований.