ВОПРОС – ОТВЕТ
В трудовом договоре (контракте), заключаемом с водителем автомобиля, кроме наименования профессии следует ли указывать присвоенный ему класс?
Да, присвоенный класс нужно указывать.
Документ:
Трудовой кодекс РБ (далее – ТК).
Трудовой договор – соглашение между работником и нанимателем (нанимателями), в соответствии с которым работник обязуется выполнять работу по определенной одной или нескольким профессиям, специальностям или должностям соответствующей квалификации согласно штатному расписанию (ст. 1 ТК).
С учетом этого в трудовом договоре (контракте) указывается наименование профессии – «водитель автомобиля», а также квалификация работника (присвоенный водителю автомобиля квалификационный класс).
Запись в трудовом договоре (контракте) будет выглядеть следующим образом:
«2. Наниматель заключает контракт с Ивановым Иваном Ивановичем на работу по профессии водителя автомобиля 2-го класса сроком на 1 год с «01» октября 2013 г. по «30» сентября 2014 г.».
Справочно:
квалификацией водителя автомобиля является присвоенный ему в установленном законодательством порядке квалификационный класс. Тарифно-квалификационной характеристикой профессии «водитель автомобиля», содержащейся в выпуске 52 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (далее – ЕТКС), утвержденном постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 25.11.2003 № 147 (далее – выпуск 52 ЕТКС), предусмотрены III, II и I классы.
Работник принят на работу водителем грузового автомобиля и ему установлен кратный размер тарифной ставки 1-го разряда 2,08. Иногда ему поручают управление автобусом (кратный размер тарифной ставки 1-го разряда – 2,44).
Как производится оплата труда такого работника?
Как в этом случае учитываются установленные водителю автомобиля повышения его тарифной ставки (по контракту, за выполнение работ на нескольких транспортных средствах)?
В зависимости от условий оплаты труда, предусмотренных в трудовом договоре (контракте) водителя автомобиля, можно применить следующие варианты оплаты труда.
Вариант 1
При выполнении работ различной квалификации труд рабочих с повременной оплатой труда, а также служащих оплачивается по работе более высокой квалификации (ст. 66 ТК).
При применении указанной нормы ТК в случае закрепления за водителем автомобиля нескольких автомобилей различных категорий оплата его труда производится исходя из более высокой тарифной ставки, установленной в локальном нормативном правовом акте для водителей автомобиля при управлении конкретным типом автомобиля.
Так, в данном случае оплата труда водителя автомобиля производится исходя из кратного размера тарифной ставки 1-го разряда 2,44. При этом тарифная ставка определяется с учетом повышений, предусмотренных условиями трудового договора (контракта). Однако в данном случае устанавливать и применять при расчете тарифной ставки повышение «за выполнение работ на различных транспортных средствах» оснований не имеется, поскольку это учтено при оплате труда по более высокой квалификации.
Вариант 2
Оплату труда водителя автомобиля, выполняющего работу по управлению автомобилями различных категорий, можно организовать пропорционально отработанному времени на каждом из транспортных средств.
Отработанное водителем автомобиля время отражается в путевых листах соответствующего транспортного средства и соответственно в табеле учета использования рабочего времени. Следовательно, оплата труда может производиться по данным табельного учета за фактически отработанное рабочее время на каждом транспортном средстве на основе соответствующей часовой тарифной ставки.
В расчете часовой тарифной ставки по каждому кратному размеру тарифной ставки 1-го разряда надо применять все виды повышений, установленных работнику в его трудовом договоре (контракте).
Работник принят на работу водителем автомобиля. За ним закрепляют автобус.
Как правильно установить наименование профессии – «водитель автомобиля» или «водитель автобуса»?
Наименование профессии рабочего устанавливается в точном соответствии с ЕТКС (п. 27 Общих положений ЕТКС).
Документ:
Общие положения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.03.2004 № 34 (далее – Общие положения ЕТКС).
В частности, тарифно-квалификационная характеристика профессии «водитель автомобиля» содержится в выпуске 52 ЕТКС.
Однако с учетом того, что в отдельных нормативных правовых актах применяется наименование профессии «водитель автобуса», установить такое наименование профессии в штатном расписании в случае, если работнику поручается работа по управлению автобусом, допускается.
В транспортной организации имеются различные виды и категории автомобилей.
Можно ли в трудовом договоре и в штатном расписании вместе с наименованием профессии «водитель автомобиля» указать тип (вид) транспортного средства (например, «водитель автомобиля «Газель», «водитель автомобиля «Mazda» и т.п.)?
Можно, но только как дополнение к наименованию профессии.
Наименование профессии рабочего устанавливается в строгом соответствии с квалификационными справочниками (п. 27 Общих положений ЕТКС).
В частности, тарифно-квалификационная характеристика профессии «водитель автомобиля» содержится в выпуске 52 ЕТКС.
Однако в трудовом договоре, в штатном расписании наряду с наименованием профессии допускается указание типа (вида) транспортного средства, но того, которое не относится к наименованию профессии. Рекомендуется тип (вид) транспортного средства указывать в скобках (например, «водитель автомобиля (Mazda 3)»).
Такая практика имеет место в организациях, которые осуществляют автомобильные перевозки и в которых соответственно предусмотрено большое количество штатных единиц профессии с одинаковым наименованием «водитель автомобиля».
Работник доставляет на автомобиле рабочих на отдаленный от населенного пункта объект, а на объекте выполняет в течение рабочего дня работы бетонщика.
Как в таких случаях оформляются штатное расписание, трудовой договор, приказ о приеме на работу?
Какой режим рабочего времени можно установить такому работнику, чтобы не допускать переработок?
В данном случае имеет место поручение работнику работ по 2 профессиям: водителя автомобиля и бетонщика. Соответствующая норма предусмотрена ст. 19 ТК (трудовая функция работника определяется как работа по 2 профессиям).
В штатное расписание включают наименования 2 профессий, при этом доля штатной единицы рассчитывается исходя из планируемых затрат рабочего времени по каждой из них.
В таком случае по каждой профессии устанавливают соответствующую тарифную ставку. При этом в штатном расписании может быть указана как месячная, так и часовая тарифная ставка (оклад).
Пример записи в штатном расписании может выглядеть так:
Трудовой договор (контракт) также должен содержать наименования 2 профессий.
Запись в трудовом договоре (контракте), содержащая наименования 2 профессий, будет выглядеть следующим образом:
«2. Наниматель заключает контракт с Ивановым И.И. на работу по профессиям водителя автомобиля 2-го класса и бетонщика 4-го разряда сроком на 1 год с «01» октября 2013 г. по «30» сентября 2014 г.».
Продолжительность рабочего времени устанавливается в рамках нормальной продолжительности рабочего времени, предусмотренной ст. 112–114 ТК.
Для такого работника целесообразно установить режим рабочего времени с разделением рабочего дня на части: 8:00–9:00 и 17:00–18:00 – выполнение обязанностей водителя автомобиля; 9:00–12:00, 15:00–17:00 – выполнение работ бетонщика. При этом если время начала и окончания работы, время перерыва для отдыха и питания по каждой профессии являются постоянными в течение установленной продолжительности рабочего времени, то в условиях трудового договора (контракта) указывается режим рабочего времени по каждой из профессий (должностей).
Запись в трудовом договоре (контракте), содержащая режим рабочего времени по каждой из профессий, будет выглядеть следующим образом.
«11. Наниматель устанавливает Работнику в соответствии с законодательством режим рабочего времени и времени отдыха с разделением рабочего дня на части:
11.1. время начала рабочего дня: 08:00;
– время окончания рабочего дня: 18:00;
– время перерыва: с 11:00 до 14:00;
– с 8:00 до 9:00 и с 17:00 до 18:00 работа по профессии водителя автомобиля;
– с 9:00 до 17:00 работа по профессии каменщика.
<...>
11.9. выходные дни: суббота, воскресенье;
11.10. отдых во время государственных праздников и праздничных дней, установленных и объявленных Президентом Республики Беларусь нерабочими».
Справочно:
трудовой договор должен содержать в качестве обязательных условий условия оплаты труда (в т.ч. размер тарифной ставки (оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) (п. 7 части второй ст. 19 ТК).
В случае если по каждой из профессий невозможно определить постоянный режим рабочего времени (ежедневное время начала и окончания работы, время перерыва для отдыха и питания), то в трудовом договоре (контракте) указывается единый режим рабочего времени.
Условия оплаты труда (размер тарифной ставки (оклада), надбавки, доплаты, поощрительные выплаты) определяются применительно к каждой профессии.
В трудовом договоре необходимо указать, что оплата труда производится пропорционально фактически отработанному времени по каждой профессии (должности).
Запись в трудовом договоре (контракте), содержащая условие об оплате труда, производимой пропорционально фактически отработанному времени по каждой профессии (должности), будет выглядеть так:
«8. Работнику устанавливаются следующие условия оплаты труда:
8.1. часовая тарифная ставка по профессии водителя автомобиля в размере 17 100 руб., по профессии бетонщика 4-го разряда – 15 900 руб. на день подписания контракта.
В дальнейшем размер часовых тарифных ставок изменяется в соответствии с законодательством о труде, коллективным договором, соглашением или по соглашению сторон;
8.2. надбавки в соответствии с положением об оплате труда:
– за классность по профессии водителя автомобиля в размере 10 %;
– за профессиональное мастерство по профессии бетонщика в размере 20 %;
<…>
– премия в соответствии с положением о премировании».
В приказе о приеме на работу указывают 2 профессии, а также сведения о доле штатной единицы по каждой профессии (должности), соответствующих размерах тарифных ставок (окладов), надбавок, доплат, иных выплат, устанавливаемых работнику.
Приказ о приеме на работу в данном случае будет выглядеть следующим образом:
Можно ли водителю автомобиля устанавливать суммированный учет рабочего времени, разделение рабочего дня на части? Какие ограничения при этом установлены законодательством?
Можно.
Особенности регулирования рабочего времени работников автомобильного транспорта установлены Положением о рабочем времени № 82.
В частности, в дополнение к нормам ТК Положением о рабочем времени № 82 установлено следующее:
Документ:
Положение о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобилей, утвержденное постановлением Минтранса РБ от 25.11.2009 № 82 (далее – Положение о рабочем времени № 82).
– при суммированном учете рабочего времени продолжительность рабочего дня (смены) водителя автомобиля может устанавливаться не более 10 ч, а в отдельных случаях (водителям автомобилей, работающим на городских и пригородных автомобильных перевозках пассажиров в регулярном сообщении, при осуществлении междугородной перевозки, когда водителю автомобиля необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха) – не более 12 ч с обязательным соблюдением установленной нормы рабочего времени учетного периода по распоряжению нанимателя и по согласованию с профсоюзом (при его наличии);
– не допускается устанавливать продолжительность рабочего дня (смены) для водителей автомобиля 12 ч более 2 календарных дней подряд;
– в случаях, когда при осуществлении междугородной перевозки предусматривается пребывание водителя автомобиля в автомобиле продолжительностью более 12 ч, в рейс направляют 2 водителей.
В отношении режима рабочего времени водителей автомобиля может устанавливаться разделение рабочего дня на части, что предусматривает разделение рабочего дня на отдельные части с перерывом, превышающим 2 ч, либо с 2 и более перерывами, включая перерыв для отдыха и питания, общей продолжительностью не более 4 ч. При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы.
Запись в трудовом договоре (контракте), содержащая сведения о режиме рабочего времени, будет выглядеть так:
«Наниматель устанавливает Работнику режим рабочего времени с разделением рабочего дня на 2 части:
– время начала рабочего дня: 08:00;
– время окончания рабочего дня: 20:00;
– время перерыва: с 12:00 до 16:00».
Документ:
Рекомендации по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 11.07.2011 № 67 (далее – Рекомендации по определению тарифных ставок (окладов) работников № 67).
Можно ли водителю автомобиля при расчете его тарифной ставки устанавливать тарифный разряд и соответствующий тарифный коэффициент? Как в этом случае применять кратные размеры тарифной ставки 1-го разряда, установленные Рекомендациями по определению тарифных ставок (окладов) работников № 67?
Можно.
Решение о применении в отношении водителей автомобиля форм и систем оплаты труда, в т.ч. порядка определения его тарифной ставки, принимает наниматель.
Каждый наниматель в локальном нормативном правовом акте самостоятельно устанавливает формы, системы и размеры оплаты труда работников, в т.ч. определяет порядок расчета тарифных ставок водителей автомобиля (ст. 63 ТК, п. 1 Указа № 181).
Документ:
Указ Президента РБ от 10.05.2011 № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда» (далее – Указ № 181).
Кратные размеры тарифной ставки 1-го разряда для определения тарифных ставок водителей автомобиля, предусмотренные в Рекомендациях по определению тарифных ставок (окладов) работников № 67, могут применяться в отношении систем оплаты труда указанных работников. Наряду с этим данные размеры могут быть установлены с другой дифференциацией.
Согласно вышеизложенному дифференциацию размеров тарифной части заработной платы водителей автомобиля наниматель устанавливает в локальном нормативном правовом акте с учетом характера выполняемой работы, категории транспортных средств, имеющихся в организации, и других факторов.
Так, наниматель может установить для водителей автомобиля тарифные разряды и соответствующие им тарифные коэффициенты (не путать их с квалификационными разрядами), например, исходя из параметров тарифной сетки, действующей в организации.
Водителю автомобиля поручены обязанности экспедитора по перевозке грузов.
Как правильно рассчитать размер доплаты за выполнение такой работы?
В данном случае речь идет о совмещении водителем автомобиля работы в должности «экспедитор по перевозке грузов».
Размеры доплат за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливает наниматель по соглашению с работником (ст. 67 ТК).
Поскольку законодательство не определяет конкретный порядок и размеры установления указанных доплат, наниматель вправе его указать в локальном нормативном правовом акте. Так, доплата может:
1) устанавливаться исходя из тарифной ставки работника, выполняющего дополнительную работу (например, в размере 30 %);
2) выплачиваться в абсолютном размере исходя из фонда оплаты труда, предусмотренного по доле штатной единицы совмещаемой профессии (должности) (например, 0,3 тарифной ставки экспедитора по перевозке грузов (2 800 000 руб.)).
Например, тарифная ставка водителя автомобиля составляет 4 300 000 руб. Для указанных примеров доплата за совмещение должности экспедитора по перевозке грузов составит:
– в первом описанном случае – 1 290 000 руб.;
– во втором – 840 000 руб.
Какими нормами законодательства должен руководствоваться наниматель при определении численности водителей автомобиля, а также слесарей по ремонту автомобиля при наличии 40 единиц транспортных средств?
Все вопросы, связанные с установлением норм труда, в т.ч. нормативов численности, регламентирует законодательство о труде.
Так, наниматель обязан устанавливать нормы труда (в т.ч. нормативы численности), обеспечивать их замену и пересмотр с участием профсоюза (ст. 87 ТК).
Следовательно, наниматель обязан самостоятельно организовать работу по нормированию труда в части расчета нормативов численности водителей автомобиля, а также слесарей по ремонту автомобиля. При нормировании численности рабочих в первую очередь учитывается объем работ, который планируется для выполнения имеющимися в организации транспортными средствами, а также при их обслуживании.
При нормировании численности водителей автомобиля необходимо учитывать, что каждый водитель одновременно может управлять только одним автомобилем.
Справочно:
при организации работы по нормированию труда воспользуйтесь Инструкцией о порядке организации нормирования труда, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 21.03.2008 № 53.
В связи с этим численность водителей автомобиля, а также других работников, занятых управлением различными транспортными средствами, будет зависеть только от загрузки автомобилей, а не от их количества.
Для того чтобы загрузка работников на транспортных средствах была наиболее полной, можно в трудовых договорах (контрактах) работников предусмотреть трудовую функцию по 2 или нескольким профессиям (например, водителя автомобиля и слесаря по ремонту автомобиля). При этом в трудовом договоре (контракте) необходимо указать, что оплата труда производится пропорционально отработанному времени по каждой профессии.
Может ли наниматель снизить водителю автомобиля квалификационный класс (лишить его) и какой порядок при этом необходимо соблюдать?
Может лишь снизить, и то временно, только до 3 месяцев.
Руководителю организации предоставлено право понизить рабочему квалификацию на 1 разряд сроком до 3 месяцев за грубое нарушение технологической дисциплины и за другие серьезные нарушения, повлекшие ухудшение качества изготавливаемой им продукции или выполняемых работ (п. 14 Общих положений ЕТКС).
Справочно:
восстановление разряда производится в общем порядке, установленном для присвоения или повышения разряда (часть вторая п. 14 Общих положений ЕТКС).
Названная норма Общих положений ЕТКС не устанавливает конкретный порядок и основания понижения квалификации рабочего. Такой порядок при необходимости наниматель устанавливает самостоятельно в локальном нормативном правовом акте.
Для водителя автомобиля основаниями для понижения класса могут служить наличие его вины в дорожно-транспортном происшествии, управление неисправным автомобилем и другие факторы.