Эффективная организация труда в торговле при сменном режиме работы

31 октября 2023

Недостаток кадров либо желание самих работников увеличить свой доход вынуждают их работать более чем на одну ставку. Наиболее актуальна данная проблема в сфере торговли, на примере которой и разберем особенности учета рабочего времени в случае работы более чем на одну штатную единицу.

1. Определение учетного периода в торговле

Работа продавца и контролера-кассира, как правило, предполагает режим работы согласно графику работ (сменности).

Режим рабочего времени при сменной работе определяется графиком сменности. При этом продолжительность смены не может превышать 12 ч. Работники чередуются по сменам равномерно. Работа в течение двух смен подряд запрещается. Минимальная продолжительность ежедневного отдыха между сменами (от конца одной до начала следующей) должна быть вместе со временем пере­рыва для отдыха и питания не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующей отдыху смене (части вторая и третья ст. 125 ТК).

Как правило, в организациях торговли установлен суммированный учет рабочего времени (далее – СУРВ). Исходя из специфики работы (в выходные и праздничные дни, длительность работы магазинов и т.п.) такой учет рабочего времени является наиболее оптимальным, так как наладить 40-часовую 5-дневную или 6-дневную рабочую неделю в торговле проблематично.

Справочно: в организациях, где по условиям производства (работы) невозможно или экономически нецелесообразно соблюдение установленной для определенной категории работников ежедневной или еженедельной продолжительности рабочего времени, может применяться СУРВ (часть первая ст. 126 ТК).

Сумма часов рабочего времени по графику работ (сменности) за учетный период не должна превышать нормы часов за этот пе­риод (часть третья ст. 126 ТК). Планирование в графике работ сверх­урочных часов строго запрещено. А вот на практике могут возникать различные ситуации: отсутствие работников или их болезнь и т.п. Выходом из данной ситуации видится заключение с уже имеющимися работниками с их согласия трудовых договоров о работе по совместительству в свободное от основной работы время (ст. 343 ТК).

Справочно: установленный режим рабочего времени доводится до ведома работников не позднее 1 месяца до введения его в действие (часть пятая ст. 123 ТК).

Продолжительность рабочего времени, устанавливаемого нанимателем для работающих по совместительству, не может превышать половины нормальной продолжительности рабочего времени (часть первая ст. 345 ТК). Если перевести данную норму в количество штатных единиц, то это означает, что трудовой договор по совместительству не может быть заключен более чем на 0,5 ставки. Какое же количество ставок продавцов и иных единиц вводить в штатное расписание, зависит от расчетов, которые выполняются с учетом режима работы магазина, необходимого количества работников для обслуживания магазина и производственного календаря. Расчет выполняется, как правило, за календарный год либо за учетный период в рамках СУРВ.

Полную версию статьи со всеми примерами читайте в 9 номере электронного журнала «Нормирование и тарификация труда»: Организация труда при сменном режиме работы в торговле

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Поделись статьёй со своими коллегами!

Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.