Практика показывает, что именно автомобильные перевозки являются на сегодня наиболее оптимальным вариантом транспортировки товаров, совмещающим скорость доставки и приемлемую стоимость услуги. Многие отечественные предприятия выбирают данный вид деятельности в качестве основной, другие сами занимаются доставкой продукции собственного производства.
В связи с этим мы предлагаем вам практический материал по тарификации и оплате труда водителей автомобилей, осуществляющих международные перевозки грузов.
Международными автомобильными перевозками являются автомобильные перевозки, выполняемые за пределы (за пределами) территории Республики Беларусь, из-за ее пределов, а также транзитные автомобильные перевозки, выполняемые через территорию Республики Беларусь между двумя пунктами пересечения Государственной границы Республики Беларусь в местах, установленных законодательством (ст. 1 Закона № 278-З).
Документ: Закон Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее – Закон № 278-З).
Требования к водителям автомобилей, осуществляющим международные перевозки грузов
Международные автомобильные перевозки грузов могут выполняться:
• на механических транспортных средствах категорий «B», «C» водителями не моложе 18 лет, имеющими свидетельство установленной формы, подтверждающее профессиональную компетентность, выданное в установленном порядке;
• составах транспортных средств категорий «BE», «CE» водителями не моложе 21 года, имеющими свидетельство установленной формы, подтверждающее профессиональную компетентность, выданное в установленном порядке (п. 337 Правил № 970).
Документ: Правила автомобильных перевозок грузов, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970 (далее – Правила № 970).
Водитель, выполняющий международные автомобильные перевозки грузов, должен знать положения нормативных правовых актов, регулирующих выполнение таких перевозок, подтверждать свою профессиональную компетентность в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь (см. Положение № 971).
Документ: Положение о порядке подтверждения профессиональной компетентности лиц, ответственных за организацию и выполнение международных автомобильных перевозок, а также водителей автомобилей, осуществляющих международные автомобильные перевозки грузов, и выдачи соответствующих свидетельств, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 971 (далее – Положение № 971).
Установленная форма свидетельства о профессиональной компетентности предусмотрена в приложении 1 к Положению № 971.
Тарификация водителей автомобилей
Тарификация водителей автомобилей осуществляется на основе тарифно-квалификационной характеристики профессии водителя автомобиля, содержащейся в выпуске 52 ЕТКС (§ 1а).
Документ: выпуск 52 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденный постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 25.11.2003 № 147 (далее – выпуск 52 ЕТКС).
В соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой для них могут быть предусмотрены разряды с 4-го по 7-й.
Так, в частности, 5-й разряд присваивается при управлении механическими транспортными средствами категории «С» либо «СЕ», кроме грузовых автомобилей (автопоездов) всех типов грузоподъемностью свыше 60 т (для автопоездов – по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа), а 7-й разряд присваивается при управлении механическими транспортными средствами категории «СЕ»: грузовыми автомобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью свыше 60 т (для автопоездов – по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа).
Особенностью тарификации водителей является то, что разряды им присваиваются квалификационной комиссией нанимателя не в последовательности (4, 5, 6, 7), а в зависимости от категории механического транспортного средства, к которой относится управляемый им автомобиль, и отметок в водительском удостоверении, дающих право на управление этим автомобилем.
При этом присвоение водителю автомобиля разряда носит обязательный характер, поскольку присвоенный ему разряд является допуском к выполнению работ по управлению автомобилем, на который он принят для работы.
Разряд присваивается в установленном порядке квалификационной комиссией организации, в которой работает водитель автомобиля.
Помимо разрядов водитель автомобиля может иметь класс, присвоенный ему в установленном порядке.
Порядок и условия присвоения (повышения или снижения) классов водителям автомобилей определяются нанимателем в локальном правовом акте (далее – ЛПА) с соблюдением следующих требований:
– для присвоения 2-го класса водитель автомобиля должен иметь непрерывный стаж работы в качестве водителя автомобиля, управляющего механическим транспортным средством соответствующей категории, не менее 2 лет и не иметь дорожно-транспортных происшествий по вине водителя в течение последних 2 лет работы;
– для присвоения 1-го класса водитель автомобиля должен иметь непрерывный стаж работы в качестве водителя автомобиля 2-го класса, управляющего механическим транспортным средством соответствующей категории, не менее 1 года и не иметь дорожно-транспортных происшествий по вине водителя в течение последних 3 лет работы.
Категории механических транспортных средств, составов транспортных средств, на управление которыми выдаются водительские удостоверения, определены в ст. 24 Закона № 313-З.
Документ: Закон Республики Беларусь от 05.01.2008 № 313-З «О дорожном движении» (далее – Закон № 313-З).
Рабочее время при выполнении международных автомобильных перевозок
В отношении водителей автомобилей, выполняющих международные перевозки пассажиров и грузов, применяются положения Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки, заключенного в г. Женеве 1 июля 1970 г. и вступившего в силу для Республики Беларусь 2 октября 1993 г. (далее – ЕСТР) (п. 2 Положения № 82).
Документ: Положение о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобильного транспорта, утвержденное постановлением Минтранса Республики Беларусь от 25.11.2010 № 82 (далее – Положение № 82).
Согласно ЕСТР ежедневная продолжительность управления автомобилем (т.е. общая суммарная продолжительность управления между окончанием одного ежедневного периода отдыха и началом следующего ежедневного периода отдыха или между ежедневным периодом отдыха и еженедельным периодом отдыха) не должна превышать 9 ч. Она может быть увеличена не более 2 раз в течение недели максимум до 10 ч.
Общая суммарная продолжительность управления автомобилем в течение недели не должна превышать 56 ч, а на протяжении любых двух последовательных недель – 90 ч.
Режим рабочего времени водителей автомобилей определяется графиком работ, который разрабатывается в соответствии с законодательством о труде Республики Беларусь и нормами продолжительности управления автомобилем, установленными ЕСТР.
Справочно: вопросы режима рабочего времени и времени отдыха водителей, не предусмотренные ЕСТР, регулируются законодательством о труде Республики Беларусь.
Графики работ разрабатываются нанимателем с таким расчетом, чтобы за отчетный (учетный) период соблюдалась установленная норма рабочего времени.
Графики работ утверждаются нанимателем по согласованию с профсоюзом (при его наличии) и доводятся до сведения водителей автомобилей не позднее 1 месяца до введения их в действие.
С согласия водителя автомобиля графики работ могут изменяться нанимателем в связи с производственной необходимостью и сообщаться ему об их изменении не позднее чем за сутки до начала работы.
Пример 1. Составление графика работ водителя автомобиля, осуществляющего международные перевозки грузов
Пример 2. Расчет месячных тарифных ставок водителей автомобилей на международных перевозках грузов тремя вариантами
Пример 3. Расчет месячной тарифной ставки водителя автомобиля 7-го разряда с учетом повышений при работе по контракту
Пример 4. Расчет месячной тарифной ставки водителя автомобиля 7-го разряда с учетом повышений при работе по трудовому договору
Пример 5. Расчет часовой тарифной ставки водителя автомобиля 7-го разряда
<...>
Полный текст статьи, с примерами документального оформления читайте в 3 номере электронного журнала «Нормирование и тарификация труда»: Тарификация, режим рабочего времени и оплата труда водителей, международников
Коллега, благодарим за проявленный интерес к данной статье!
Ознакомьтесь с подборкой материалов по схожей тематике: