Работа водителя автомобиля носит специфический характер, и главной ее особенностью является отсутствие в большинстве случаев возможности работы в режиме 5- или 6-дневной рабочей недели с жестким графиком. Часто требуется также исполнение обязанностей от водителя автомобиля с временным разрывом (например, водитель автобуса отвозит рабочих рано утром на строительный объект, а после забирает их с работы, но в перерыве в его услугах наниматель не нуждается). ТК предусматривает для такой ситуации возможность разделения рабочего дня на части. Именно об этом наш материал.
На тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на отдельные части с перерывами продолжительностью не менее 2 ч, включая перерыв для отдыха и питания (часть первая ст. 127 ТК).
Вышеуказанные признаки и являются одними из специфических признаков работы водителей автомобиля, так как их работа часто имеет разную интенсивность, разные временные отрезки работы и разъездной характер.
На какое количество частей может быть разделен рабочий день, законодательством не определено, но обычно он делится на 2 части с перерывом продолжительностью не менее 2 ч. Также возможно установление большего количества перерывов.
Порядок разделения рабочего дня на части в отношении водителей автомобилей регулируется Положением № 82. Для этой категории может быть установлен режим работы с разделением рабочего дня на части с перерывами продолжительностью не менее 2 ч, включая перерыв для отдыха и питания (часть первая п. 12 Положения № 82).
Документ: Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобильного транспорта, утвержденное постановлением Минтранса Республики Беларусь от 25.11.2010 № 82 (далее – Положение № 82).
Установление разделения рабочего дня водителей автомобилей на части должно соответствовать общим нормам ТК (ст. 127 ТК) с учетом специального Положения № 82 и локальных правовых актов (далее – ЛПА).
Общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы (часть первая ст. 127 ТК). Время перерывов между частями рабочего дня в рабочее время не включается и используется водителем по своему усмотрению. Перерывы между частями рабочего дня предоставляются в месте, определенном для стоянки автомобиля и оборудованном для отдыха водителя. Отнесение времени перерывов между частями рабочего дня ко времени ежедневного (междусменного) отдыха осуществляется нанимателем с согласия водителя (части вторая – четвертая п. 12 Положения № 82).
Из-за данной нормы Положения № 82 на практике иногда возникают спорные ситуации.
<...>
Полный текст статьи читайте в 4 номере электронного журнала "Нормирование и тарификация труда": Как установить разделение рабочего дня на части у водителя автомобиля?