Во многих коммерческих организациях имеется грузовой автотранспорт и осуществляются регулярные грузоперевозки. А у нанимателя возникает закономерный вопрос: как можно эффективно увязать размер заработной платы водителей с результатами их труда? Ответом может стать применение сдельной оплаты труда с привязкой к тонно-километрам перевезенного груза. Подробнее о том, как устанавливаются расценки при таком подходе к оплате труда, – в нашем специальном материале.
Для нормирования труда водителей, работающих на грузовых транспортных средствах на внутриреспубликанских автомобильных перевозках, и расчета расценок при применении сдельной системы оплаты труда за выполненную транспортную работу можно использовать Рекомендации № 391-Ц.
Документ: Рекомендации по установлению норм времени на единицу транспортной работы, утвержденные приказом Минтранса Республики Беларусь от 19.07.2012 № 391-Ц (далее – Рекомендации № 391-Ц).
Согласно указанному документу нормы времени (Нвр) на 1 т.км рассчитываются по формуле
Нвр = 60 / (V × g × b),
где 60 – переводной коэффициент 1 ч в минуты;
V – расчетная скорость движения автомобиля для соответствующей категории дорог и (или) улиц населенных пунктов в соответствии с приложением 1 к Рекомендациям № 391-Ц, км/ч;
g – грузоподъемность автомобиля (автопоезда), т;
b – коэффициент использования пробега автомобиля (п. 2 Рекомендаций № 391-Ц).
Коэффициент использования пробега автомобиля составляет:
• для самосвалов, цистерн, панелевозов, рефрижераторов и других специализированных автомобилей (кроме фургонов) – 0,45;
• для остальных автомобилей – 0,5.
Два варианта расчета нормы времени за тонно-километр
При работе водителя автомобиля в одной ездке по дорогам и (или) улицам населенных пунктов различных категорий нормы времени на 1 т.км могут устанавливаться:
• по преобладающей категории дорог (составляющей свыше 80 % общей протяженности дорог в одной ездке) и (или) улиц населенных пунктов;
• исходя из средневзвешенной расчетной скорости движения по различным категориям дорог.
Справочно: расчетная скорость движения – это скорость движения одиночного автомобиля при нормальных условиях погоды и сцепления шин автомобилей с поверхностью проезжей части.
Приведем примеры расчета норм времени по двум возможным вариантам.
Пример 1. Расчет нормы времени на 1 т.км по преобладающей категории дорог
Пример 2. Расчет нормы времени на 1 т.км по средневзвешенной расчетной скорости движения
Пример 3. Расчет сдельной расценки за 1 т.км
Пример 4. Расчет сдельной заработной платы
<...>
Продолжение читайте в статье электронного журнала "Нормирование и тарификация труда": Расчет сдельной расценки за тонно-километр перевезенного груза для оплаты труда водителя самосвала
Коллега, благодарим за проявленный интерес к данной статье!
Ознакомьтесь с подборкой материалов по схожей тематике: