Какая ставка применяется в сметной документации по текущему и капитальному ремонту, выполняемому за счет средств местного бюджета?

18 марта 2021

Организация ЖКХ выполняет работы по текущему и капитальному ремонту за счет средств местного бюджета. Акты выполненных работ формируются в программе «Смета» на основании общереспубликанских нормативов расхода ресурсов. Заработная плата рабочим строителям формировалась и начислялась сдельно на основании положений коллектив­ного договора.

Правомерно ли использовать в актах выполненных работ общереспубликанскую ставку или организация должна устанавливать в актах ставку строителей 4-го разряда, действующую на предприятии?

Правомерно.

Капитальный ремонт объекта строительства – совокупность работ, включая строительно-монтажные, пусконаладочные, и мероприятий по восстановлению утраченных в процессе эксплуатации технических, эксплуатационных и потребительских качеств объекта строительства, осуществляемых путем восстановления (усиления), улучшения и (или) замены отдельных конструкций, деталей, инженерно-технического оборудования объекта строительства, выполняемых в т.ч. с применением новых материалов и технологий (абз. 17 ст. 1 Закона № 300-З).

Документ:
Закон Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон № 300-З).

Текущий ремонт объекта – совокупность работ, включая строительно-монтажные, пусконаладочные, и мероприятий по предупреждению износа, устранению мелких повреждений и неисправностей, улучшению эстетических качеств объекта, выполняемых в т.ч. с применением новых материалов и технологий (абз. 44 ст. 1 Закона № 300-З).

Финансирование за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов расходов по текущему и капитальному ремонту осуществляется:

– по § 148 «Текущий ремонт жилищного фонда» Функциональной классификации расходов бюджета по параграфам (приложение 3 к постановлению № 208), элементу расходов 1 30 01 04 «Прочие субсидии» Экономической классификации расходов бюджета (приложение 6 к постановлению № 208);

Документ:
постановление Минфина Республики Беларусь от 31.12.2008 № 208 «О бюджетной классификации Республики Беларусь» (далее – постановление № 208).

– по § 149 «Капитальный ремонт, модернизация жилищного фонда» Функциональной классификации расходов бюджета по параграфам (приложение 3 к постановлению № 208), элементу расходов 1 30 01 04 «Прочие субсидии» Экономической классификации расходов бюджета (приложение 6 к постановлению № 208).

При составлении сметной документации на строительство объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, применяется Инструкция № 51, которая устанавливает порядок определения сметной стоимости строительства объекта и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении.

Документ:
Инструкция о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденная постановлением Минстройархитектуры Республики Беларусь от 18.11.2011 № 51 (далее – Инструкция № 51).

В зависимости от органов (организаций), разработавших нормативы расхода ресурсов, они подразделяются на общереспубликанские, ведомственные и производственные (п. 4 Положения № 1553).

Документ:
Положение о порядке утверждения нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553 (далее – Положение № 1553).

Общереспубликанские нормативы расхода ресурсов являются обязательными при составлении сметной документации и определении сметной стоимости строительства объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов (п. 7 Положения № 1553).

Для определения сметной стоимости строительства составляется сметная документация, состоящая:

– из локальных смет (локальных сметных расчетов);

– объектных смет (объектных сметных расчетов);

– сводного сметного расчета стоимости строительства (очереди строительства) на стадии «архитектурный проект» при проектировании в две стадии и на стадии «строительный проект» при проектировании в одну стадию;

– сводки средств на стадии «архитектурный проект» при проектировании в две стадии и на стадии «строительный проект» при проектировании в одну стадию;

– ведомости объемов работ и расходов ресурсов;

– ведомости ресурсов;

– информационного блока данных;

– ведомости сметной стоимости строительства зданий и сооружений, входящих в пусковой комплекс (п. 6 Инструкции № 51).

Отметим, что при составлении сметной документации на работы по текущему ремонту объектов строительства составляется только локальная смета (локальный сметный расчет) по форме согласно приложению 1 к Инструкции № 51. При этом цена одного человеко-часа определяется в размере, рассчитанном с учетом данных Белстата о номинальной начисленной средней заработной плате работников по виду экономической деятельности «Строительство» в среднем по республике и установленной Минтруда и соцзащиты расчетной нормы рабочего времени, в расчете за месяц. Данная цена одного человеко-часа принимается как цена одного человеко-часа рабочего 4-го разряда (подп. 8.1 п. 8 Инструкции № 51).

Документ:
постановление Минстройархитектуры Республики Беларусь от 23.01.2018 № 5 «Об утверж­дении цены человеко-часа рабочих-строителей четвертого разряда» (далее – постановление № 5).

Справочно:
цена одного человеко-часа рабочих-строителей 4-го разряда при определении сметной стоимости строительства и составлении сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов, формировании цены предложения подрядчика на строительство объектов (выполнении строительных, специальных, монтажных работ) утверждена в среднем по республике в размере 6,04 руб., для строительства в г. Минске – 7,03 руб. (п. 1 постановления № 5).

Что касается выплаты заработной платы строителям, то формы, системы и размеры оплаты труда работников, в т.ч. стимулирующие (надбавки, премии, бонусы и иные выплаты) и компенсирующие выплаты, устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения, иных локальных правовых актов и трудового договора (ст. 63 ТК).

 

Светлана Василевич, экономист

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Поделись статьёй со своими коллегами!

Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.