Особенности регулирования рабочего времени водителя во многом обусловлены тем, что в отличие от представителей иных профессий рабочих водители автомобиля подвержены, скорее, не столько физическим, сколько нервно-эмоциональным нагрузкам. Именно такие нагрузки преобладают в работе водителя автомобиля и оказывают непосредственное влияние на состояние здоровья работника, его профессиональные навыки и работоспособность.
Так, согласно имеющимся данным уже после 5 ч непрерывного управления автомобилем у водителя снижается реакция, ослабевают зрение и внимание.
В чем же заключаются особенности регулирования рабочего времени и отдыха водителей?
Ответ на этот вопрос можно найти в Положении № 82.
Документ:
Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобильного транспорта, утвержденное постановлением Минтранса Республики Беларусь от 25.11.2010 № 82 (далее – Положение № 82).
Так, графиками работ (сменности) устанавливаются: время начала, окончания, продолжительность ежедневной работы (смены), перерывы для отдыха и питания, рабочие и выходные дни, в т.ч. любой порядок их чередования, графиками сменности – также последовательность чередования водителей по сменам (часть четвертая п. 3 Положения № 82).
В случае производственной необходимости с целью обеспечения непрерывного перевозочного процесса в утвержденные графики работ (сменности) могут вноситься изменения.
Справочно:
изменения в графики работ (сменности) вносятся с согласия водителей, утверждаются нанимателем и доводятся до сведения водителей не позднее одних суток, предшествующих рабочему дню (часть шестая п. 3 Положения № 82).
Продолжительность рабочего дня (рабочей смены) может быть увеличена нанимателем по согласованию с профсоюзом (при его наличии) до 12 ч для водителей, осуществляющих автомобильные перевозки для собственных нужд, а также при выполнении городских и пригородных автомобильных перевозок в регулярном сообщении и междугородной автомобильной перевозки, когда водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха.
Важно иметь в виду, что не допускается устанавливать продолжительность рабочего дня (смены) водителя 12 ч более двух календарных дней подряд (часть первая п. 16 Положения № 82).
С учетом норм Положения № 82 водителям могут устанавливаться различные режимы рабочего времени:
– 5-дневная или 6-дневная рабочая неделя;
– ненормированный рабочий день;
– неполное рабочее время;
– разделение рабочего дня на части;
– сменная работа;
– суммированный учет рабочего времени.
Пример 1.
Водителю грузового автомобиля может быть установлен следующий режим рабочего времени:
– 5-дневная 40-часовая рабочая неделя (с выходными днями в субботу и воскресенье);
– начало рабочего дня – 07:00;
– перерыв для отдыха и питания – 1 ч (с 12:00 до 13:00);
– дополнительные специальные перерывы – через каждые 2 ч непрерывного управления автомобилем продолжительностью 10 мин;
– окончание рабочего дня – 16:00.
В этом случае график работ может не утверждаться, а режим рабочего времени указывается в правилах внутреннего трудового распорядка и трудовом договоре, заключаемом с водителем.
Справочно:
продолжительность подготовительно-заключительного времени и времени проведения предрейсового медицинского обследования определяется нанимателем по согласованию с профсоюзом (при его наличии) (п. 10 Положения № 82).
Учет рабочего времени водителей при направлении их в служебную командировку тоже имеет некоторые особенности. Так, если в месте служебной командировки работа водителя организована по графику работ (сменности), отличному от графика работ (сменности) в месте постоянной работы, то рабочее время водителя учитывается по его фактической продолжительности на основании подтверждающих документов с места командирования. Кроме того, в случае возвращения водителя из служебной командировки за пределами рабочего времени, установленного графиком работ (сменности), учет рабочего времени согласно п. 20 Положения № 82 производится по его фактической продолжительности.
Пример 2.
Водитель автомобиля был направлен в служебную командировку 22 декабря 2020 г. На этот день графиком работ ему установлена продолжительность рабочего времени 12 ч. Если водитель выехал в служебную командировку в 07:00, а вернулся из нее в этот же день в 21:00, при этом использовав в течение рабочего дня часовой перерыв для отдыха и питания, то его рабочее время за этот день составит 13 ч, что должно быть отражено в табеле учета рабочего времени.