Должны ли водителю оплатить сверхурочную работу в двойном размере, если она выполнена сверх нормы, установленной законодательством?
В сельскохозяйственной организации есть водители, которые перевозят доярок и полеводов. Им установлен суммированный учет рабочего времени. Однако возникает проблема по оплате переработки. Водители работают по 14 ч в день, тогда как по законодательству максимум 12 ч. Из-за такого количества сверхурочных по году получается перебор в несколько раз больше, чем законодательно установленная норма – 180 ч.
Должны ли водителю оплатить сверхурочную работу в двойном размере, если она выполнена сверх нормы, установленной законодательством?
Наниматель должен соблюдать выполнение норм законодательства о труде, касающихся ограничений продолжительности работы в сверхурочное время и ее компенсации.
Справочно:
заработная плата – вознаграждение за труд, которое наниматель обязан выплатить работнику за выполненную работу в зависимости от ее сложности, количества, качества, условий труда и квалификации работника с учетом фактически отработанного времени, а также за периоды, включаемые в рабочее время (ст. 57 ТК).
Вопросы предоставления компенсации за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни урегулированы ст. 69 ТК.
Так, за каждый час работы в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни сверх заработной платы, начисленной за указанное время, производится доплата:
– работникам со сдельной оплатой труда – не ниже сдельных расценок;
– работникам с повременной оплатой труда – не ниже часовых тарифных ставок (тарифных окладов), окладов.
При суммированном учете рабочего времени расчет сверхурочной работы производится по окончании учетного периода.
Справочно:
взамен доплаты с согласия работника за работу в сверхурочное время может предоставляться другой неоплачиваемый день отдыха. При этом за часы работы в сверхурочное время 1 неоплачиваемый день отдыха предоставляется из расчета 8-часового рабочего дня (1 день отдыха за 8 ч работы в сверхурочное время).
Осуществление доплаты работнику за каждый час работы в сверхурочное время (если такая форма компенсации предусмотрена распоряжением) является обязанностью нанимателя, по мнению автора, и в т.ч. если нанимателем превышено предельно допустимое количество сверхурочных работ.
Обращаем внимание, что законодательством о труде, в частности ст. 122 ТК, урегулированы вопросы о предельном количестве сверхурочных работ, которые могут использоваться нанимателем для привлечения работников к работе с их согласия.
Так, сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника 10 ч в рабочую неделю и 180 ч в год, а продолжительность ежедневной работы с учетом сверхурочных работ не должна превышать 12 ч. В предельное количество не включаются сверхурочные работы, выполненные в случаях, предусмотренных ст. 121 ТК.
Данная норма законодательства о труде является императивной, т.е. носит обязательный характер для нанимателя. В связи с этим исключается возможность привлечения к работе в сверхурочное время и выходной день работника в случае, если он уже отработал разрешенное время.
С учетом норм законодательства о труде, касающихся ограничений продолжительности работы в сверхурочное время, наниматель должен соблюдать выполнение указанных норм при организации труда работников, в т.ч. с целью обеспечения безопасности жизни и здоровья работающих в процессе их трудовой деятельности.
Документ:
Декрет Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее – Декрет № 5).
Справочно:
руководители организаций несут персональную ответственность за обеспечение надлежащих условий труда работников (подп. 4.1 п. 4 Декрета № 5).
В части регулирования рабочего времени водителей автомобильного транспорта следует руководствоваться Положением № 82.
Документ:
Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобильного транспорта, утвержденное постановлением Минтранса Республики Беларусь от 25.11.2010 № 82 (далее – Положение № 82).
Так, режим рабочего времени водителей определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности), и им может быть установлен:
– сменный режим работы;
– режим работы с разделением рабочего дня на части с перерывами продолжительностью не менее 2 ч, включая перерыв для отдыха и питания;
– суммированный учет рабочего времени.
Продолжительность учетного периода при суммированном учете рабочего времени определяется нанимателем и не может превышать одного календарного года.
Сумма часов рабочего времени по графику работ (сменности) за учетный период не должна превышать норму часов за этот период, рассчитанную в соответствии с законодательством о труде.
Ежедневная продолжительность рабочего дня (смены) водителя автомобиля не может превышать 10 ч. По распоряжению нанимателя и по согласованию с профсоюзом (при его наличии) допускается увеличивать продолжительность рабочего дня (смены) до 12 ч в случае, если водителю автомобиля при междугородней поездке необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, а также при выполнении автомобильных перевозок для собственных нужд.
Справочно:
режим рабочего времени водителям устанавливается с учетом условий производства (работы), экономической целесообразности, а также соблюдения установленных законодательством норм продолжительности рабочего времени.