В организации, занятой международными автомобильными перевозками, для водителей автомобиля вводится новая система оплаты труда. Она предусматривает зависимость размера оплаты труда от среднесуточного пробега автомобиля. При этом в расчет принимается не фактическое рабочее время, а сутки. Кроме того, в рабочие дни, когда водитель автомобиля не находится в рейсе, оплата его труда производится повременно.
Как правильно ввести в действие новую систему? Не нарушается ли законодательство при такой организации оплаты?
В соответствии с нормами ст. 65 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК). Не нарушается.
При введении для работников организации новой системы оплаты труда необходимо учитывать нормы ст. 65 ТК: наниматель обязан известить работников о введении новых или изменении действующих условий оплаты труда не позднее, чем за 1 месяц.
При разработке систем оплаты труда работников нанимателям следует руководствоваться п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 10.05.2011 № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда». Так, коммерческие организации при введении новых условий оплаты труда работников, в т.ч. без применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, обязаны обеспечить:
– недопущение снижения размеров заработной платы работников на момент их введения;
– установление гибких условий оплаты труда, которые направлены на усиление материальной заинтересованности работников в повышении производительности труда и максимально учитывают сложность выполняемых работ, уровень квалификации, эффективность, качество и условия труда, а также вклад каждого работника в общие результаты деятельности, его предприимчивость, творческий подход;
– соблюдение для работников гарантий в области оплаты труда, предусмотренных законодательством о труде.
Система оплаты труда, предусматривающая установление для водителей автомобиля расценки в зависимости от среднего пробега автомобиля, определяемого в расчете на календарные сутки, не противоречит нормам законодательства о труде.
Справочно: формы, системы и размеры оплаты труда работников, в т.ч. и дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, устанавливает наниматель на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора (ст. 63 ТК).
С учетом норм ст. 63 ТК применение при оплате труда водителей автомобиля одновременно различных систем оплаты труда (по расценкам и повременной за работу, выполняемую не в рейсах) требует:
– утверждения локального нормативного правового акта, который регламентирует условия оплаты труда водителей автомобиля;
– введения соответствующих записей в трудовых договорах (контрактах) работников.