Традиционно к административно-управленческому персоналу (АУП) относят руководство предприятия, финансовые, экономические и бухгалтерские службы… Но ведь есть служащие и других подразделений, например служащие производственного отдела, служащие службы механика и энергетика и т.д. Также есть руководители различных вспомогательных подразделений: руководитель базы отдыха, заведующий хозяйственной службой, заведующий медпунктом и т.д. Можно ли их отнести к административно-управленческому персоналу?
Работники, осуществляющие производственную функцию организации и обеспечивающие реализацию управленческих решений (задач), не относятся к работникам аппарата управления организацией.
Законодательство о труде не содержит единого определения понятию «аппарат управления организации (административно-управленческий персонал)».
Аппарат управления организации (административно-управленческий персонал) представляет собой совокупность служб и подразделений, основной задачей которых является осуществление управленческих процессов, т.е. обеспечение процессов подготовки, принятия и реализации управленческих решений.
К аппарату управления организации относятся руководители, заместители руководителей, иные работники, осуществляющие организационно-распорядительные (руководящие, организующие, направляющие, координирующие и контролирующие) функции применительно к организации, ее структурным подразделениям, направлениям деятельности и работникам, а также осуществляющие управление всеми сторонами деятельности организации в целях обеспечения выполнения стоящих перед ней задач.
Конкретный перечень должностей служащих, относящихся к аппарату управления организации (административно-управленческому персоналу), как правило, устанавливается органом, уполномоченным управлять имуществом или осуществлять владельческий надзор, в зависимости от специфики работы организации, структуры и других значимых факторов.
Принадлежность к аппарату управления организации в основном определяет наличие или отсутствие производственной функции работника, а также осуществление деятельности работника, которая необходима для нормального функционирования организации.
Справочно:
нормативную численность работников аппарата управления организации рекомендуется устанавливать в размерах, не превышающих 15 % от общей среднесписочной численности работников организации.
В численности работников аппарата управления не учитываются руководители, специалисты и другие служащие, непосредственно занятые в процессе производства и состоящие в штате внутрипроизводственных структурных подразделений организации (участок, цех, производство и др.), а также научно- и нормативно-исследовательских, конструкторских, проектных, технологических, метрологических подразделений, подразделений социологии и психологии труда.
Таким образом, работники, осуществляющие производственную функцию организации и обеспечивающие реализацию управленческих решений (задач), не относятся к работникам аппарата управления организацией. В частности, к таким работникам можно отнести:
– руководителей структурных подразделений, которые одновременно выполняют функции работников по соответствующему виду деятельности (например, заведующий складом, в функции которого входит выполнение обязанностей кладовщика);
– методистов всех наименований;
– руководителей, специалистов и других служащих структурных подразделений, осуществляющих:
• конструкторские, проектные, научно-исследовательские, технологические, архитектурно-проектные, планировочные, пусконаладочные, монтажные, геодезические и маркшейдерские работы;
• разработку проектов программного обеспечения, алгоритмов и программ для средств вычислительной техники;
• техническое обслуживание, ремонт, эксплуатацию оборудования, приборов, средств вычислительной техники, а также персональных компьютеров;
• патентно-лицензионную, изобретательскую и рационализаторскую работу;
• другие подобные работы.
Принимая во внимание изложенное, служащих производственного отдела, службы механика и энергетика, а также руководителей различных вспомогательных подразделений (заведующий хозяйственной службой, заведующий медпунктом) в силу выполняемых ими функций отнести к работникам аппарата управления организацией не представляется возможным.
Руководитель базы отдыха может быть отнесен к аппарату управления организации, если в его функционал входит принятие организационно-распорядительных решений, а не их реализация.
При определении аппарата управления организации и разработке примерных структур и штатных нормативов численности наниматель может руководствоваться Рекомендациями № 25.
Документ:
Рекомендации по разработке примерных структур и штатных нормативов численности работников аппарата управления коммерческих организаций государственной формы собственности и организаций с долей собственности государства в их уставных фондах более 50 процентов, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 09.03.2004 № 25 (далее – Рекомендации № 25).